"Я клянусь жизнью своего ребенка, что я никогда не говорил: "Возьми гребанное оружие”.
Оззи о своей песне "Выбор в пользу самоубийства”.
"Они знают только то, что они выпускают. Есть люди, которые делают деньги, и у них нет ни малейших угрызений совести, когда они продают отстой. Вы видите совершенно нормального ребенка без малейшего признака депрессии. А через шесть часов он мертв. Никто не может объяснить это. Единственная вещь, которую мы знаем точно - он слушал эту музыку”.
Отец самоубийцы, слушавшего перед смертью Оззи.
Песня "Suicide Solution” на первом сольном альбоме Оззи "Blizzard of Ozz” причинила ему много неприятностей. (Песня "Выбор в пользу самоубийства” вводит в заблуждение своим названием. Оззи написал эту песню после того, как певец группы "AC/DC” Бон Скотт(Bon Scott) одной зимней ночью умер (по официальной версии) в своем автомобиле от сердечного приступа. На самом деле он уснул в бессознательном состоянии и захлебнулся собственной блевотиной. - Прим. переводчика). Намерения Оззи состояли в том, чтобы рассказать об алкоголе как о СМЕРТЕЛЬНОЙ ЖИДКОСТИ. Если вы не знакомы с лирикой Оззи и истинными намерениями певца - настоятельно рекомендую прочитать текст песни, а потом уже о последствиях этой песни.
… Ну и отходим от принципа. Переводить тексты песен - самая неблагодарная работа. Если присутствует сленг, мало того, что нужно знать язык, так еще нужно пожить в Америке пару лет. Попытка не пытка, как говорил… Ведь интересно понять, почему американосы разносили себе головы…
Выбор в пользу самоубийства
=============================================
Вино прекрасно, но виски быстрее
Самоубийство с ликером медленней
Возьми бутылку, и утопи свою печаль
И тогда ты утопишь завтрашний день
Злые мысли и злые дела
Холод, и ты один в руинах
Думаешь, что убежал от угнетения?
Ты не можешь избежать Хозяина-Хранителя
Причина, по которой ты хочешь жить во лжи
Такой позор, кто виноват?
И ты задаешься вопросом: "Почему?”
И тогда ты спрашиваешь у бутылки: "Есть ли жизнь после рождения?”
Но то, что ты делаешь - означает лишь ад на этой земле
Теперь ты живешь внутри бутылки
Угнетения в тебе еще больше
Ты втягиваешься в это, но ты не замечаешь
И ты угнетен, и я угнетен.
Разрушен порядок, удар дверей
И вот уже никого нет дома
Made your bed (???), освободи мысли
Но ты лежишь и стонешь
Куда скрыться? Самоубийство - единственный выход
И ты понимаешь, что это действительность
Идиоту понятно эта песня о губительном влиянии алкоголя, однако ее название можно понять извращенно. Как ни старайся, но тяжело найти в ней строки, призывающие к самоубийству. Единственные слова, которые вводят в заблуждение, находятся в названии песни.
В октябре 1984 года 19-летний подросток по имени Джон М. выстрелил себе в голову, послушав песню "Suicide Solution”. Когда коронер (судья, который занимается тяжкими преступлениями) зашел в комнату бедняги, он обнаружил, что наушники все еще на голове Джона.
В 1986 году, как только Оззи вышел из самолета в аэропорту Лекс, люди начали спрашивать его о судебном процессе. Оззи заявил, что ничего не знает об этом, но события развились довольно бурно. Было начато три судебных процесса. Оззи обвиняли в том, что его тексты заставили молодых людей совершить самоубийство. Семейство Джона наняло адвоката Томаса Андерсона, который выступал обвинителем на суде против Осборна. В своем обвинении Андерсон говорил, что в песне присутствуют звуки, которые способны гипнотизировать людей. И в состоянии, когда воля человека подавленна, они, подчиняясь словам песни, совершают самоубийство. Судебный процесс был прекращен 19 декабря 1986 года судьей Верховного суда Калифорнии по причине отсутствия доказательств вины Оззи Осборна. Родители Джона подали апелляцию, но 18 июля 1988 года апелляционный суд поддержал решение отклонить судебный процесс.
Родители не успокоились и наняли работников Института исследования биоакустики (The Institute for Bio-Acoustics Research - IBAR) для более детального изучения песни. И ученые нашли "подсознательный” текст. Этот текст якобы был спет в полтора раза медленнее всей песни, и с первого раза слушатель его не воспринимает. В заключении они написали: "Текст становится довольно ясным, если его многократно и внимательно прослушать: "А почему не попробовать? А почему не попробовать? А почему не попробовать? Возьми оружие, и пробуй это! Стреляй, стреляй, стреляй!!!” (”Why try, why try? Get the gun and try it! Shoot, Shoot, Shoot!”). И далее эти слова сопровождались отвратительным смехом”. Дальнейший анализ IBAR выявил гипнотизирующие звуки, технология записи которых была запатентована и применялась в медицине для влияния на умственное состояние пациентов. Такие звуки были изобретены для увеличения порога, на котором человеческий мозг воспринимает и обрабатывает информацию. IBAR утверждала, что именно эти звуки сделали Джона уязвимым к неоднозначному тексту песни Оззи. Адвокат Оззи утверждал, что все это ерунда и, сославшись на первую поправку к Конституции (Свобода слова. - Прим. переводчика), сказал, что Оззи мог писать все что угодно, если ему этого хотелось. Тем не менее, трое людей погибло, и в каждом случае причиной самоубийств была песня Осборна "Выбор в пользу самоубийства”. Обвинитель потребовал, чтобы звукотехники на суде сделали скрытые в песне слова слышимыми. Однако у них ничего не получилось, так как при прослушивании складывалось впечатление, что Оззи dicking (переводите это слово, как вам захочется :)). Есть еще вероятность того, что звукозаписывающий лейбл, желая сделать рекламу, преднамеренно и без ведома Оззи записал на его пластинку гипнотизирующие звуки. Но нам не под силу, доказать это или опровергнуть. Эта проблема стала общемировой. Теперь, вместо того, чтобы просто слушать музыку, люди начали ее разбирать по косточкам.
Вместо обвинений в адрес рок-музыки, родители должны стать примером для своих чад и больше общаться со своими детьми. Да, Оззи был пойман на ошибке, которая стоила жизни тем людям, но он публично поклялся, что никогда не помещал в песню слов с призывом прострелить себе голову. С тех пор "хэви-метал” стал козлом отпущения, виновником всех проблем подростков, в том числе и наркомании. Вся молодежь может начать употреблять наркотики, и без разницы, что они слушают - рок, джаз, блюз, техно или рейв (Кстати, боевая единица последних поглощает наркоты, которой хватит на 100 "металлюг”. - Прим. переводчика:)), и любой из них может совершить самоубийство. Как родитель, Вы должны больше всматриваться в личную жизнь вашего ребенка, а не обращать внимания на музыку, которую он слушает. Если дети начинают слушать "хэви-метал”, то, возможно, (хотя и не всегда) это форма бунта против общества или системы образования, которую они ненавидят?
Вот некоторые статьи, написанные группой людей, именующих себя "Правда о рок-музыке”:
"Один подросток, 14-летний Эрик А. , который, к сожалению, совершил самоубийство, проживал в Луи Парке, штат Mиннесота. Его любимыми группами были Ван Халлен, Блэк Сэббэт, Оззи Осборн, AC/DC, Мотлей крю… Мать Эрика говорила: "Он сутками смотрел телевизор (MTV). День и ночь. Вставал в шесть утра, и опять к телевизору. Эрико и его друзья настолько насмотрелись рок-передач, что в ночь перед его смертью, они решили устроить спиритический сеанс, и пообщаться с рок-звездами, которые умерли от алкоголя и наркотиков. На следующий день, в 14.30, с глазами полными слез он подошел к своему отцу и сказал: "Папа, я больше не могу справляться с этим давлением”. Он зашел в комнату отца, снял со стены ружье и убил себя”.
(Печально, но есть одна проблема: если ребенок сутками смотрит телевизор, может родителям стоит вмешаться и поговорить с ним? Разрешать проводить спиритические сеансы… Это не вполне нормально для молодого человека. Почему отец не поговорил с сыном о его проблемах? - Прим. автора)
(Если у нас сутками смотреть телевизор, то и без рок-музыки может крышу рвануть. Ну и еще один плюс в пользу того, что оружие в бывшем совке разрешают хранить исключительно под замком. Вы уж извините за такие едкие, и, возможно, неуместные на фоне чьего-то горя замечания, но никак не могу понять логику американцев. - Прим. переводчика)
"Очевидно, он руководствовался текстом одного из своих любимых рок-певцов - Оззи Осборна, который проповедует в своей песне "Выбор в пользу самоубийства”: "…Самоубийство - единственный выход, и ты понимаешь, что это действительность”. {См. источник 3}
(Это полное дерьмо. Оззи никогда не призывал: "Убей себя!” Это яркий пример религиозных фанатиков, изображающих Осборна главной угрозой общества. Если вы прочитаете полностью текст песни, вы все воспримете иначе.)
"Хоть Оззи и проповедует такую смертоносную лирику, он защищается высказываниями вроде: "Какие-то родители в разговоре со мной сказали, что когда их сын умер от передозировки наркотика, моя пластинка была на проигрывателе. Я не могу ничем помочь. Эти наркоманы по любому умрут, и им просто нужен толчок для этого”. {См. источник 4}
(Я не длинноволосый наркоман. Я живу консервативной жизнью и нейтрален в своих взглядах к церкви и Оззи. Я не под влиянием дьявола, хотя любой религиозный человек может легко меня в этом обвинить. Эта религиозная группа пробует всю вину за смерть того 14-летнего парня переложить на Оззи. Возможно, что металлисты потребляют наркотиков больше, чем остальные подростки, но давайте тогда подвергнем тотальной цензуре телевидение и газеты - ведь и они показывают сцены насилия и изображают наркоманов этакими героями. - Прим. автора)
Далее автор приводит отрывок одной из листовок группы "Правда о рок-музыке”, но переводить это скучно и не интересно. Я на 101% уверен, если бы я перевел этот абзац, и поместил здесь - он был бы лишним. В общем, и так все понятно.
Вой на луну
Следующим альбомом Оззи стал "Bark at the Moon”. Заглавная песня рассказывает о живом существе (оборотне), который вернулся, ища мести тем, кто презирал его и свёл в могилу. В клипе на эту песню Оззи играет безумного учёного, заключенного в сумасшедший дом. Из окна он видит оборотня, следящего за ним. Эта песня, как, впрочем, и другие, могла настроить слушателей на негативные мысли. Читаем: "Вспышка Рок-Насилия”, Ассоциация Канадской Прессы: Галифакс, Канада, 26.9.84
"… в соответствии с материалами Канадской Телеграфной Пресс- службы, влияние хэви-метал рок-музыки на молодого канадца Джеймса Джоллимора (James Jollimore) оказалось так сильно, что в канун Нового 83-го Года он вышел на улицу и заколол кого-то. Друг подсудимого засвидетельствовал, что Джоллимору, двадцатилетнему жителю Канады, которому было предъявлено обвинение в убийстве первой степени 44-летней пожилой женщины и двух её сыновей, понравилось закалывать людей, после того, как тот начал слушать музыку вроде "Bark at the Moon” Оззи Осборна”. "Джимми сказал на суде, что каждый раз, слушая эту песню, у него возникало странное чувство, и, когда он вновь услышал её в канун Нового Года, он вышел на улицу и заколол кого-то”. (И вновь вина была возложена на музыканта, а не на истинного виновника.)
В то время группа Оззи состояла из гитариста Джейка И. Ли (Jake E. Lee), Томми Олдриджа (Tommy Aldridge), Дона Эйри (Don Airey)(клавишные) и басиста Боба Дейзли (Bob Daisley). Одним из клипов, снятых на песни из этого альбома стала прекрасная баллада "So tired” ( Так Устал ). На ней вы можете слышать оркестр. Интересное замечание: все роли исполняет Оззи. Налицо превосходное использование грима (простите, за каламбур). В одной из сцен Оззи стоит перед зеркалом, сжимая кулаки, и оно разбивается вдребезги. При съемках ответственные за разбитие зеркала перестарались, и оно буквально взорвалось, обдав лицо Оззи градом острых осколков.
Абсолютное бедствие
После релиза "Bark at the Moon” в 1984 году и последующего тура Оззи приступил к работе над долгожданным альбомом "The Ultimate Sin”. И он, наконец, вышел в 1986 году, подведя черту ожиданию поклонников. По мнению самого Оззи и его фанатов, этот альбом - самый бедный в плане музыкальных идей. Звучал он модно, но, по словам Оззи, большинство песен заканчивались очень похоже (так и есть на самом деле).
19 Марта 1987 года по многочисленным требованиям слушателей Оззи выпустил альбом "Randy Rhoad’s Tribute”. К маме Рэнди, Долорес, пришли десятки писем от поклонников, которые хотели знать, есть ли ещё неизданные записи Роадса. Она попросила Оззи поискать, и он нашел у себя в доме старый архив. Весь архив был послан Максу Норману (Max Norman), продюсеру первых трех соло альбомов Оззи, чтобы тот решил, стоит ли их издавать. Результатом этих стараний стал альбом-посвещение Рэнди Роадсу. К слову, в том году Оззи дал одно шоу в тюрьме Wormwood Scrubs.
Нет покоя для безумца
В следующем 1988 году Оззи с обновленным составом соей группы выпустил альбом No Rest for the Wicked . В записи принимали участие гитарист Закк Уайлд (Zakk Wylde) (у него была собственная группа Pride and Glory ), барабанщик Randy Castillo и басист Bob Daisley. Название альбома снова было слегка жутковатое, и обложка соответствовала названию. По центру в троне сидел Оззи с терновым венцом на голове, а по бокам две девочки (выгладят как одержимые), кричащие на него. Закк слышал, что Оззи подыскивал себе нового гитариста, но думал, что его шансы играть в группе Великого и Ужасного ничтожны. Позже один из рок-фотографов пообещал передать Осборну запись молодого гитариста. Закк ему понравился, прошел прослушивание и был принят в группу.
[Этого нет в официальной биографии]. В одном из интервью Оззи рассказал, как он нашел Закка. Дав объявление о поиске нового гитариста, Оззи был завален предложениями. Правда одни гитаристы были слишком не техничны, а другие обладали отталкивающей внешностью (ни для кого не секрет, что симпатичное лицо музыканта играет не последнюю роль). Был даже один клоун, который играл на прослушивании, стоя на голове. И вот однажды вечером Оззи, употребив очередную бутылку виски, достал одну из дэмо-кассет, присланых на прослушивание. Вот просто так, из огромной кучи взял и вытащил. То, что он услышал, по его словам, срывало крышу. Но, будучи очень "уставшим”, он случайно бросил потом ее в общую кучу. Встав утром, и вспомнив о вечерних впечатлениях, Оззи начал судорожно перерывать кучу кассет, вспоминая имя гитариста, потрясшего своей игрой. Поиск продолжился почти день. Найдя кассету, Оззи внимательно еще раз ее прослушал, и пригласил гитариста на прослушивание. Закк отыграл куски многих песен Сэббэт и старого материала Оззи. Учитывая виртуозность игры и приятную внешность Закка, он был безоговорочно принят в группу.
12 и 13 августа 1989, Оззи принимал участие в Московском Фестивале Мира. В шоу были задействованы Бон Джови (Bon Jovi), Скорпионс (Scorpions), Мотлей Крю (Motley Crue) и Синдерелла (Cinderella). Самым популярным оказался Оззи, и во время выступления Синдереллы и Мотлей Крю зрители скандировали: "Оззи, Оззи”, а после его выступления стадион в Лужниках опустел на треть (концерт заканчивали Бон Джови и Скорпионс). Единственно, что можно сказать - звук на концерте был очень плохим. Сцена была разделена пополам, и во время выступления одной группы техники готовили аппаратуру для других артистов. После окончания выступления сцена поворачивалась на 180 градусов, и перед зрителями представала другая группа. Может из-за того, что Мотлей Крю разрушили всю аппаратуру под конец своего шоу, то ли техники не успели подготовиться (выступление все тех же Мотлей Крю было короче, чем планировали - Винс Нейл завелся и начал крушить все вокруг), но у Оззи звук был хуже всех. В Москве на сцене вместе с Оззи играли: Гизер Батлер (бас), Закк Уалд (гитара), Рэнди Кастилло (барабаны).
Как утверждает официальная биография в марте 1990, Гизер присоединился к Оззи (хотя как видно выше в середине 89-го года он уже с ним играл), и вместе с ним был выпущен зальный альбом под названием "Just Say Ozzy”. Но альбом получился очень коротким (около 35 минут) и содержал в основном материал с концерта 88-го года и две песни из репертуара Блэк Сэббэт. Это все, что можно о нем сказать. Быстрее всего, это был чисто коммерческий ход, или выполнение обязательств по контракту (как в случае с альбомом Speak of the devil).
Пиву - конец
"Много моих друзей умерли в 40 возрасте из-за проблем с алкоголем. Печень одного парня просто взорвалась. Туда, куда я качусь - там нет пощады от Бога. Пусть те люди станут мне путеводной звездой”.
Оззи, 1996 год.
1991 год стал началом больших перемен для Оззи. Он сделал еще одну попытку, и она стала успешной. Это была комбинация ситуаций, переживаний, и многих личных причин, которые заставляли его пробовать снова и снова. Он хотел бросить пить, но не мог, так чувствовал себя скверно после предыдущего дня. Прежде он неоднократно лечился в специализированных клиниках (даже во всемирно известном центре лечения алкоголизма Betty Ford). Он попробовал не пить один день - и у него получилось!!! С тех пор до сегодняшнего дня он не пил ни капли. Бросив пить, Озии решил серьезно заняться здоровьем. Он купил спортивный тренажер (он тренируется минимум 90 минут в день) и сел на диету. В результате он похудел, стал лучше выглядеть, и смог нормально работать на сцене. Оззи начал видеть жизнь совсем по-другому, наслаждаясь моментами, которые были от него скрыты по причине беспробудного пьянства.
Перемены начались и в его музыкальной карьере. Оззи говорил, что обычно он писал песни о том, о чем бы хотели слушать его фаны. Названия альбомов были мрачными. Он никогда прежде не записывался трезвым. В течение периода ухода от алкоголизма Оззи написал свой альбом "No More Tears”, который стал уходом от периода мрачных альбомов и мрачной жизни.
На титульной обложке были изображены небеса, и Оззи в безмятежно позе в виде ангела с крыльями. Музыка альбома соединяла в себе как лирические баллады "Mama I’m Coming Home” (скажите, если вы когда ставили эту песню своем матери - ведь она ей понравилась?), так и тяжелые композиции плана "Hellraiser”. Нужно обратить внимания, что Лэмми Килмистер (Lemmy Kilmister) из группы Motorhead помог Оззи написать тексты некоторых песен (например, стихи к "Mama I’m Coming Home” полностью написанны Лэмми). Песня "Road To Nowhere” вкратце описывает всю его жизнь, а в композиции "Mr.Tinkertrain” говорится о проблеме детской назойливости. В песне идет рассказ от первого лица, и она была сильно раскритикована. Критики требовали убрать излишнюю жестокость и смягчить текст. Окончательный вариант текста был сильно изменен по сравнению с дэмо-версией. Оззи также получил престижную музыкальную награду Grammy за песню "I Don’t Want to Change the World”. Это было впервые, когда он записал сначала дэмо-версию своего альбома, потом все внимательно пересмотрел, сделав изменения, и лишь потом, дав добро на окончательный впуск. Образцы исходных вариантов песен остались доступными лишь на бутлегах.
Оззи всех озадачил, назвав турне "No More Tours” ( Больше никаких турне ). В интервью он говорил, что устал от концертов и хотел бы проводить больше времени со своей семьей. Оззи начали доставать разные болезни, из-за которых даже приходилось отменять концерты. Он не мог выдержать нагрузок, которые приходятся на артиста в течении огромного количества концертов, и Оззи осознал, что это его последний концертный тур. Группа теперь состояла из гитариста Закка Уалда, барабанщика Рэнди Кастилло (Randy Castillo) и басиста Майка Инеза (Mike Inez). Во время этих концертов были сделаны записи живого видео и звука под названием "Live and Loud”. В коробку с компактами были вложены две татушки (самоклеящиеся татуировки).
Ходило много разговоров о том, действительно ли Оззи собрался уходить, или альбом был выпущен исключительно ради получения дополнительной прибыли. 15 ноября 1992 Оззи давал концерт в Коста Меза (Costa Mesa), Калифорния. Это было один из двух ночных шоу, которые завершали его турне. Шэрон и Оззи решили, что было бы очень не плохо пригласить остальных участников оригинального состава Black Sabbath, так как по идее это был последнее в жизни выступление Оззи перед публикой. После его выступления, участники Black Sabbath вышли на сцену и присоединили к Оззи. Они спели четыре песни - Black Sabbath, Fairies Wear Boots, Iron Man и, конечно же, Paranoid. К сожалению, на видеозаписи вышла только песня Black Sabbath. Как среагировала публика на воссоединенный состав Блэк Сэббэт? Это было сплошное сумасшествие!!! Уходя под выстрелы фейерверка, Оззи крикнул в толпу: "Я еще вернусь!”. Все в недоумении - название турне, и потом эта фраза…
Когда все закончилось, казалось, что свое предназначение в жизни Оззи выполнил.