Elf с успехом давали концерты в различных клубах и барах, на одном из которых - в январе 1972 года - побывали двое музыкантов Deep Purple - Роджер Гловер и Ян Пейс. Результатом этого знакомства стал дебютный альбом группы под названием 'Elf', который был записан в апреле того же года под чутким руководством продюсеров из Deep Purple. Более того, в качестве рекламы пластинки Deep Purple предложили Дио & Со. поехать с ними в турне по Америке, которое растянулось с августа по декабрь 1972 года. 1973 год для Elf начался с некоторой перемены состава (помимо новых гитариста и клавишника в группы был взят и новый басист, так как Дио решил целиком сконцентрироваться на своем вокале) и с подписанием контракта с "MGM Records" в США и с "Purple Records" в Англии. Правда к записи нового альбома группа приступила лишь год спустя. Как и в прошлый раз, пластинка 'Carolina County Ball' была вновь спродюсирована Роджером Гловером, а после выхода диска Elf вновь отправились на гастроли вместе с Deep Purple. На этот раз тур проходил в Англии и длился два месяца (апрель-май 74-го). В это же время Дио принял участие в записи сольного альбома Роджера Гловера 'Butterfly Ball', где спел три песни. Летом 74-го состоялось еще одно американское турне Elf и Deep Purple, в ходе которого гитарист "темнопурпуровых" Ричи Блэкмор предложил Дио и его музыкантам стать членами его новой группы. Предложение было принято, однако прежде чем расформировать коллектив, Elf записали и выпустили свой третий альбом 'Trying To Burn The Sun' (как не сложно догадаться, продюсером диска снова был басист Deep Purple). Дебютный альбом Ritchie Blackmore's Rainbow с таким же названием вышел в свет в апреле 1975 года и, как это и следовало ожидать, получил поддержку и со стороны критиков, и со стороны фэнов. Не верным было бы утверждать, что успех новой группы принадлежал одному лишь Ричи Блэкмору - вклад вокалиста Ронни Джеймса Дио был не меньшим, чем вклад основателя и творческого мотора группы. Это было подтверждено и первыми кадровыми переменами: в конце того же года от оригинального состава Rainbow остались лишь Блэкмор и Дио.
С новыми музыкантами - Тони Кэрби (клавишные), Джимми Бейном (бас) и Коззи Пауэл (ударные), была записана вторая пластинка 'Rainbow Rising', после чего группа отправилась в большое турне, результатом которого стал концертный альбом 'Rainbow On Stage' ('77). Группа становилась все популярнее и популярнее, что, впрочем, не явилось препятствием для диктатора Блэкмора, вновь решившего обновить состав своей команды. И вновь, под увольнение не попал лишь вокалист. В обновленном виде Rainbow записывают свой третий альбом 'Long Live Rock'n'Roll' ('78), едут на гастроли и... снова подвергаются кадровой "чистке". На этот раз группу покидают все ее участники (кроме самого Блэкмора, конечно), во главе с Ронни Джеймсом Дио. Трудно сказать, насколько верна версия, что причиной ухода практически всех музыкантов Raibow было желание Ричи Блэкмора играть более коммерческую музыку, но все последующие альбомы группы явно носили мейнстримовый характер. "Радуга" отнюдь не потеряла своей привлекательности, но начиная с 1979 года музыка Блэкмора & Со. стала заметно мягче. Что же касается Ронни Джеймса Дио, то после ухода из одной из своих самых успешных групп, он продолжил гнуть свою рок-н-ролльную линию в составе не менее известной команды Black Sabbath, куда попал уже в мае 79-го года. Сразу же после расставания с Блэкмором, Дио попытался собрать свою группу, о которой думал уже давно, однако пока он искал подходящую фирму, которая взялась бы выпустить его сольный альбом, неожиданно поступило то судьбоносное предложение заменить в Black Sabbath Оззи Осборна! "Но все это произошло не так быстро, - вспоминает Дио. - В то время я находился в Нью-Йорке, а Тонни (Айомми, гитарист Black Sabbath) - на другом побережье, в Лос-Анджелесе. Мы говорили с ним по телефону несколько раз, после чего я прилетел в Калифорнию, в дом Тонни в Беверли Хилс, где и состоялось мое знакомство с этой группой". Результатом джем-сейшена, который состоялся в доме Айоми в первую же ночь, Black Sabbath вместе с Дио написали песню "Children Of The Sea", после чего Ронни был официально объявлен новым вокалистом группы. Несмотря на то, что уход Оззи Осборна из Black Sabbath многими был воспринят как конец карьере группы, альбом 'Heaven & Hell' с Ронни Джеймсом Дио у микрофона был принят довольно хорошо. На ура прошло и первое турне Black Sabbath в новом составе, благодаря которому 'Heaven & Hell' поднялся на весьма престижные места в хит- парадах. Осенью 81-го года выходит новый студийный альбом Black Sabbath 'Mob Rules', вслед за которым следует очередное турне группы, которое в свою очередь впоследствии было запечатлено на концертном диске 'Live Evil'. По иронии судьбы, диск с таким названием стал не только последним альбомом Дио в составе Black Sabbath, но и явился косвенной причиной раскола между основателями Sabbath Тонни Айомми и Гизера Батлера с одной стороны, и Ронни Джеймса Дио и барабанщика Винни Эпписа, с другой. Во всяком случае, после ухода вокалиста и барабанщика, оставшиеся двое музыкантов в многочисленных интервью обвиняли своих бывших коллег в жульничестве во время микширования 'Live Evil'. По их утверждениям, Дио и Эппис специально делали слишком громким звучание своих партий, "задвигая" тем самым звук гитары и баса. Несколько лет спустя Айомми, правда, признался, что его обвинения не имели под собой никакой почвы. "Честно говоря, наши ссоры в студии были только поводом, - говорит Дио. - У нас и без этого были далеко не лучшие отношения. В последнее время мы встречались только в студии и на концертах. Мы не виделись даже в гримерке!" Как бы то ни было, в октябре 1982 Дио и Эппис ушли из Black Sabbath, оставив Айомми и Батлера вдвоем заканчивать микширование злополучного 'Live Evil'. В тот же месяц Ронни Джеймс Дио объявил о создании собственной группы, которую назвали просто Dio. Помимо самого певца, в состав его новой команды вошел его коллега по Sabbath Винни Эппис, знакомый еще по Rainbow басист Джимми Бэйн, и гитарист Вивиан Кэмпбел. Место клавишника некоторое время оставалось вакантным, поэтому партии клавишных делили между собой Бэйн и сам Дио. Перед самым началом работы над дебютным альбомом новой группы, Дио провел неделю в маленьком английском городке, близ которого находился средневековый замок. Именно стены этой крепости и, царящая в этой местности мистическая атмосфера послужили вдохновением для создания альбома 'Holy Diver'. В концепцию альбома входил и гастрольный тур, для которого специально были сделаны соответствующие декорации. В июле 1984 года вышел второй альбом Dio 'The Last In Line', который, как и его предшественник получил в Америке статус платинового диска. И снова большое турне с театрализованным шоу, на этот раз, основывающимся на египетской тематике. Однако все рекорды побил третий по счету тур, в поддержку альбома 'Sacred Heart'. Для концертов этого турне был изготовлен огромный макет средневекового замка и управляемый огнедышащий дракон. По мнению многих критиков, 1985 год был пиком творческой карьеры Ронни Джеймса Дио, после чего популярность певца и его группы несколько спала. По крайней мере фирма грамзаписи Dio не сочла нужным выпускать двойной концертный альбом группы (как было предложено музыкантами), мотивировав это своей неуверенностью в коммерческом успехе этого проекта. Было решено ограничиться лишь мини-альбомом 'Intermission' с пятью концертными вещами и одним новым студийным трэком. Последний, кстати, был записан без Вивиана Кэмпбелла, который покинул группу в марте 1986, незадолго до начала европейских гастролей. На замену был взят Крейг Голди, с которым в декабре 1986 года Dio начали записывать свой четвертый альбом 'Dream Evil'.
Вышедший в мае новый диск был неплохо принят, однако последующее турне выдалось крайне неудачным. Чуть ли не с самого первого концерта музыкантов преследовал злой рок, выражавшийся главным образом в постоянных дорожных авариях с гастрольным транспортом Dio. Тем не менее, это мировое турне, апогеем которого стало выступление на знаменитом фестивале "Monsters Of Rock", было признано одним из лучших туров как самого Дио, так и металлической сцены года вообще. После окончания гастролей, Ронни принялся искать постоянного гитариста, так как Голди предпочел заняться сольной карьерой. Дио пришлось прослушать около пяти тысяч демо-записей самых различных кандидатов на вакантное место, прежде чем его выбор остановился на 19-летнем гитаристе Роване Робертсоне. Несмотря на свой юный возраст, парень подавал довольно большие надежды, чего, видимо не считали Джимми Бэйн и Клод Шнель, покинувшие Dio почти сразу, как только лидер группы назвал имя нового гитариста. В августе 1989 года группа, наконец, была доукомплектована и вместе с новичками Тедди Куком (бас) и Йенсом Йоханссоном (клавишные), Дио начал работу над новым альбомом. В ходе подготовки нового материала перед записью, в составе Dio произошла еще одна замена: место ушедшего Винни Эпписа занял бывший ударник AC/DC Симон Райт. И лишь в конце января 1990 года группа вошла в студию, результатом работы в которой стал альбом под названием 'Lock Up The Wolves'. Турне в поддержку новой пластинки прошло менее скромно, чем все предыдущие, хотя билеты на концерты Dio по- прежнему пользовались большим спросом. А один из концертов турне - 28 августа в Миннеаполисе, стал первым шагом на пути возвращения Ронни Джеймса Дио в Black Sabbath. В этот день, в зале оказался басист Sabbath Гизер Батлер, который вышел на сцену и исполнил вместе с Dio "сэббатовскую" "Neon Knights". "Я спросил у Ронни, нельзя ли мне прийти на его концерт в Миннеаполисе, - вспоминает Батлер, - на что он ответил: "Да, конечно! Только давай тогда сыграем вместе какую-нибудь вещь". А после концерта мы попили с ним пивка, вспомнили былые деньки и подумали, а не собраться ли нам (Black Sabbath) снова вместе?! И Тонни очень понравилась эта идея, он буквально загорелся ей, когда узнал о нашем с Ронни разговоре". Воссоединение Black Sabbath с Ронни Джеймсом Дио состоялось в самом начале 1991 года. Несмотря на то, что к этому времени у Dio уже был готов материал для очередного альбома, вокалист временно приостановил деятельность своей группы, и целиком посвятил себя Black Sabbath. Музыканты принялись за работу над альбомом с рабочим названием 'Heaven & Hell-2', однако сразу предупредили журналистов, что это лишь временный проект, в который входит выпуск альбома и турне, после чего Дио вернется к своей группе. Однако успех альбома 'Dehumanizer' ('92) несколько изменил планы музыкантов, и Дио заявил, что не прочь еще поработать с Black Sabbath. Однако будучи в турне, Айомми и Гизер как и десять лет назад почти все время находились поодаль от Дио и Винни Эпписа, встречаясь с ними лишь на сцене. А когда Оззи Осборн предложил Black Sabbath выступить в первом отделении своих двух "последних" концертах в Коста Меза в ноябре 1992 года, Дио не только отказался участвовать в этом мероприятии, но заявил, что уходит из группы совсем. Остается добавить, что роль вокалиста Black Sabbath на упомянутых концертах исполнял Роб Хэлфорд из Judas Priest, а что касается Оззи Осборна, то его "прощальные" выступления таковыми вовсе не оказались.